Чему обучают ребёнка в детском саду
Игра – это мир дошкольников, а дошкольное детство – это возраст игры. Ребенок, играя, не только старается познать мир, но и выражает свое отношение к нему.
В педагогическом процессе, помимо традиционных методик обучения, все шире используется вариативность обучения. Именно вариативная часть программы создает и обеспечивает качество образовательного процесса, а также способствует созданию оптимальных условий для социально-личностного развития каждого ребенка дошкольного возраста с учетом его психического и физического здоровья, творческой траектории развития, психолого-педагогической готовности к дальнейшему обучению в школе и адаптации к социальному окружению. Ориентируясь на образовательные запросы наших воспитанников и их родителей (законных представителей) мы в своей работе обратили внимание на STEM – образование. И используем его как вариативность.
STEM – образование – это эффективное средство объединяющее естественные науки и точные науки (технологию, инженерию, математику) для развития интеллектуальных особенностей каждого ребенка.
Использование в работе МКДОУ Лев- Толстовский детский сад «Улыбка» «LEGO – конструирования» и «Дидактической системы Ф. Фребеля» изменит формат образования дошкольников. Они научатся самостоятельно решать возникающую проблему, будут лучше оперировать знаниями, применять свои интеллектуальные способности на практике.
«LEGO – конструирование» и «Дидактическая система Ф. Фребеля» являются модулями Парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин).
Представляем Образовательный модуль LEGO-конструирование.
Данный модуль нацелен не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.
Данный образовательный модуль актуален тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Конструкторы LEGO на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений.
В педагогике LEGO-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.
Для достижения целей работы по LEGO-конструированию были поставлены задачи:
1. Ставить перед детьми проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. Поощрять самостоятельную деятельность, конструирование по собственному замыслу.
2. Учить анализировать образцы построек. Помогать детям, сформировать целостно-расчлененное представление о конструируемом объекте. Развивать умение устанавливать ассоциативные связи.
3. Развивать у детей умение работать сообща, предлагать коллективные работы.
4. Проводить ознакомление с окружающим миром с помощью моделирования из конструктора LEGO.
Посредством использования LEGO-конструкторов мы эффективно решаем образовательные задачи реализуемые в детском саду в соответствии с нашей общеобразовательной программой, как в инвариантной, так и в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, т. к. программа позволяет оптимально сочетать базисное содержание образования и приоритетные направления в работе ДОУ.
В процессе LEGO-конструирования у детей активно развиваются математические способности, в результате пересчитывания деталей, блоков, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация)..
Вначале на занятиях использовала уже знакомый детям конструктор LEGO "Дупло", чтобы детям было интересно старалась ставить проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества.
На занятиях давала недостроенную конструкцию и просила детей достроить, предлагала конструирование по условиям: например построить домик.
Занятия по LEGO-конструированию помогают детям войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.
Занимаясь LEGO-конструированием во время совместной и самостоятельной образовательной деятельности в течение дня ,дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.
В будущем планирую использовать данные конструкторы для умения рассказывать и придумывать свои истории, которые идеально подходят для изучения огромного количества тем.
Дети будут создавать полноценные сказки или описывать определенную сцену истории. Набор также можно использовать и для свободного творчества.